Лебедев М.А. Философско-политическое осмысление Манифеста Рассела - Эйнштейна в трудах академика М.А. Маркова Необходимость нового политического мышления, искоренение войн как средств разрешения международных, региональных и локальных конфликтов и сохранение цивилизации в ядерную эпоху являются основными положениями Манифеста Рассела ― Эйнштейна (1955). Манифест положил начало многолетнему плодотворному диалогу ученых и политиков Запада и Востока по актуальным проблемам международных отношений и последствий научно-технического прогресса. Манифест Рассела ― Эйнштейна и осознание ответственности ученых перед обществом привело к возникновению Пагуошского движения ученых (1957).
Академик М.А. Марков (1908 ― 1994) был одним из ярких представителей международного сообщества физиков-ядерщиков, который значительное внимание в своих трудах уделял проблемам философии войны и мира и социальной ответственности ученых. Особое место в его творчестве занимают работы по философскому и политическому наследию Манифеста Рассела ― Эйнштейна.
Научное предвидение справедливо и действенно в кругу твердо установленных наукой закономерностей. Используя найденные наукой законы можно предвидеть многое ― от отдельных направлений до общих контуров развития научно-технического прогресса. Исходя из этого тезиса и опираясь на работы А. Эйнштейна, Марков подчеркивал, что высшей ответственностью ученых является ответственность за дальнейшее существование человечества. В контексте размышлений о роли научного сообщества в сохранении цивилизации Марков особо выделял ответственность ученых перед самой наукой, в частности, ― за точность научных прогнозов. Он пытался найти критерии подхода к определению первоочередных научных направлений, которые в первую очередь должны поддерживаться, а также прогноза последствий тех или иных достижений науки для развития и сохранения устойчивого развития общества.
В работах 1970-х ― 1990-х гг. «Научились ли мы мыслить по-новому?», «Наука и ответственность ученых», «Рассел ― Эйнштейновский Манифест сегодня», «Ученые и будущее человечества», «О физике… о физиках… о мире…» и др. Марков анализировал современное развитие межгосударственного и неправительственного диалога по вопросам разоружения и безопасности. «Мы должны научиться мыслить по-новому», ― это положение Манифеста являлось основным для философских воззрений Маркова. Сопоставляя развитие современного ему мирового политического процесса с прогрессом науки и технологий, он приходил к выводу, что мир далек от достижения этой одной из главных идей Манифеста. Проблемы диалога цивилизаций, всеобщего и полного разоружения и ряда других глобальных процессов так и не нашли разрешения на исходе ХХ в. Следуя Плинию Старшему в том, что «железо можно использовать только в невинных целях» и примеру договора Порсена с народом Рима, Марков призывал рассматривать Манифест в качестве всеобщего соглашения ученых о мирном развитии науки и совместной социальной ответственности ученых перед человечеством.
Попытки Маркова объединить научное сообщество для рассмотрения философских, а не политических проблем войны и мира не увенчались успехом, о чем он говорит в «Письме членам Исполкома Пагуошского движения» (1987). Философское наследие Маркова весьма обширно. К сожалению, оно практически не известно и не изучено. Представляется, что анализ его работ может повлиять не только на изучение положений Манифеста Рассела ― Эйнштейна, но и на переосмысление этого документа в XXI в.
Опубликовано: Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступл. IV Рос. филос. конгресса (Москва, 24 — 28 мая 2005 г.): В 5-ти тт. — Т. 5. — М.: Совр. тетради, 2005. С. 399 - 400. |