Пагуошское движение ученых
Нобелевская Премия Мира
Российский Пагуошский Комитет
Русский English
Пагуошское движение ученых

Поиск

Положение и структура Состав История Новости Проекты Календарь мероприятий
Региональное сотрудничество Молодёжное отделение БЛОГ Комитета на сайте РСМД Публикации и мультимедиа Карта сайта Контакты
Разоружение, верификация и международная безопасность
Региональная и экологическая безопасность, невоенные угрозы
Социальная ответственность учёных и научное сотрудничество
Ротблатовские научные чтения
50-летие Манифеста Рассела - Эйнштейна (2005)
50-летие Пагуошского движения ученых (2007)
100-летие сэра Джозефа Ротблата (1908-2005)
55-летие Манифеста Рассела - Эйнштейна (2010)
Межрегиональный Пагуошский симпозиум в Грозном (2010)
80-летие председателя Комитета академика Ю.А. Рыжова (2010 г.)
25-летие аварии на Чернобыльской АЭС (2011)
55 лет Пагуошскому движению учёных, 1957-2012
Академик Михаил Дмитриевич МИЛЛИОНЩИКОВ (1913-1973)
РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2013 год
60-я Пагуошская конференция, Стамбул, Турция, 2013 год
60-летие Манифеста Рассела - Эйнштейна (2015)
61-я Пагуошская конференция, Нагасаки, Япония, 2015 год
60 лет Пагуошскому движению и Пагуошскому комитету РАН, 2017
62-я Пагуошская конференция, Астана, Казахстан, 2017 год
Пагуошские мероприятия, состоявшиеся в 2018 году
Пагуошские мероприятия, состоявшиеся в 2019 году
Пагуошские мероприятия, состоявшиеся в 2020 году
63-я Пагуошская конференция, Доха, Катар, 2023 год
300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 1724-2024

Российская академия наук

Президиум РАН

 
63-я Пагуошская конференция учёных

Михаил Дмитриевич
МИЛЛИОНЩИКОВ
(1913 - 1973), президент
Пагуошского движения ученых, председатель
Советского Пагуошского комитета




Письмо руководителям России и США от Парламентариев за ядерное нераспространение и разоружение (февраль 2011 года)

Письмо руководителям России и США от Парламентариев за ядерное нераспространение и разоружение

В Комитеты по международным делам и обороне
Конгресса США и Госдумы РФ,

В миссии России и США в ООН, а также:

Эллен Тошер
Роуз Гетемюллер
Хиллари Клинтон
Сергею Лаврову
Анатолию Сердюкову


Что дальше после вступления в силу
нового Договора по СНВ?

(Увеличение времени на принятие решений
для систем стратегического ядерного оружия)


Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, авторы этого письма хотели бы поздравить Вас с вступлением нового Договора по СНВ в силу.

Хотя новый Договор является скромным шагом - многие говорят, слишком скромным - на пути к миру, свободному от ядерного оружия, (цель, к которой правительства США и России обязались идти согласно статье VI ДНЯО), отказ от него стал бы очень серьезным препятствием для усилий по уменьшению риска для цивилизации и выживания человечества, связанного с ядерным оружием.

Однако многое еще предстоит сделать. Новый СНВ Договор – это не «конечный пункт», а лишь шаг на пути, который должен привести (лучше раньше, чем позже) к полной ликвидации всего ядерного оружия и к его объявлению вне закона соответствующей конвенцией, как это предусмотрено пунктом 5 плана, выдвинутого Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, и отмечено в Заключительной декларации по ДНЯО за 2010 год.

Абсолютно необходимым шагом на пути к снижению рисков, связанных с большими ядерными арсеналами в мире, и снижению роли ядерного оружия в политике по обеспечению безопасности, является увеличение времени для принятия решений в ходе ядерных кризисов (или якобы кризисов), за счет снижения оперативной готовности ядерных вооружений.

Понижение боевой готовности ядерных сил было изначально рекомендовано в 1996 году Канберрской комиссией, затем это предложение было повторено в 2006 году Комиссией Бликса, и снова Международной комиссией по ядерному нераспространению и разоружению (ICNND).

Как кандидат в президенты, Барак Обама обещал вести переговоры с Россией о понижении боевой готовности американских и российских систем ядерного оружия. В качестве президента, он сделал первый шаг в этом отношении в Обзоре Ядерной Политики, поручив максимизировать время на принятие решений Президентом во время ядерного кризиса.

Оперативный статус ядерного оружия является единственным предметом двух резолюций, которые регулярно проходят через Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций: «Оперативная готовность систем ядерного оружия» (последняя принятая версия имеет номер 157-3, текст прилагается) и «Уменьшение ядерной опасности». Это также упоминается в обновленной «Резолюции о решимости», авторами которой являются Австралия и Япония (в настоящее время за нее голосуют как США, так и Россия), и в Резолюции Движения Неприсоединения. Более очевидного глобального консенсуса в пользу снижения боевой готовности ядерных вооружений быть не может.

Риски, вызванные сохранением ядерного оружия в состоянии повышенной готовности, иллюстрируются серией ужасающих инцидентов, когда вопрос стоял не о запуске одной или двух ракет "изгоев", а о применении основных стратегических сил США или России. Мир несколько раз буквально был спасен благодаря хладнокровию и изобретательности русских и американских военных и президентских помощников.

Использование, в результате просчета или неисправности, даже небольшой доли американских или российских стратегических арсеналов (включая 2000 готовых к применению ядерных боеголовок) не только разрушило бы цивилизацию, но и угрожало бы уничтожением большей части человечества и многих других сложных форм жизни, как показали недавние исследования, проведенные Toon, Robock и другими. Слой сажи в стратосфере от огненных бурь при использования этого оружия привел бы к резкому снижению глобальных температур и нанес бы катастрофический ущерб защитному озоновому слою Земли, вызвав массовый голод и вымирание видов (см. ссылки на Ядерную Зиму).

Недавняя статья в престижном журнале «Международные Дела» (Foreign Affairs) бывших офицеров ракетных войск США и России Брюса Блэйра, Виктора Есина, Валерия Ярынича и Павла Золотарева, а также американского эксперта Мэтью Маккензи («Меньше и безопаснее: новый план для статуса ядерных сил») убедительно показывает, что ядерные силы, находящиеся в пониженной боевой готовности, будут по-прежнему в состоянии нанести  ответные удары, неприемлемые для противника, который атаковал их первым. Следовательно, так называемое "сдерживание"  не будет скомпрометировано увеличением времени на принятие решений и укреплением стратегической стабильности за счет понижения готовности ядерных сил. Эта работа пяти экспертов заслуживает внимания потому, что ее результаты были получены с использованием открытой модели, которая позволяет количественно обосновать возможность как понижения готовности ядерных сил («де-алертинг»), так и последующих сокращений арсеналов. Она показывает, что силы, находящиеся в статусе де-алертинг, способны продолжать обеспечивать стратегическую стабильность без развертывания в кризис «гонки по восстановлению готовности».

К увеличению времени на принятие решений за счет понижения уровня боевой готовности ядерных сил призвали комиссии самого высокого уровня, нобелевские лауреаты, и почти все государства-члены ООН на Генеральной Ассамблее. Настало время для правительств России и США прислушаться к этому призыву и исключить Апокалипсис из глобальной повестки дня путем воздействия на него.


Подписи

Ссылки по «Ядерной зиме»:

1. Owen B. Toon, Richard P. Turco, Alan Robock, Charles Bardeen, Luke Oman, and Georgiy L. Stenchikov. Atmospheric effects and Societal Consequences of Regional scale nuclear conflicts and acts of individual nuclear terrorism (Атмосферные эффекты и социальные последствия региональных ядерных конфликтов и отдельных террористических актов), Atmospheric Chemistry and Physics (Атмосферная химия и физика), vol., 2007, . 973- 2002.

2. Alan Robock, Luke Oman, Georgiy L. Stenchikov, Owen B. Toon, Charles Bardeen, and Richard P. Turco. Сlimatic consequences of regional nuclear conflicts (Климатические последствия региональных ядерных конфликтов), Atmospheric Chemistry  and Physics. vol. , 2007, . 003-2012

3. Steven Starr. High-Alert Nuclear Weapons: The Forgotten Danger (Высокая готовность ядерного оружия: забытая опасность), GR Newsletter, Autumn. 2008, pp. - 16.

4. Alan Robock, Luke Oman, and Georgiy L. Stenchikov. Nuclear Winter revisited with a modern climate model and current nuclear arsenals: still catastrophic consequences (Ядерная зима, рассмотренная снова с помощью современной модели климата и с учетом сегодняшних ядерных арсеналов: все еще катастрофические последствия), Journal of Geophysical Research - Atmospheres. vol. 12, no. 13, 2007.

5. Toon O, Robock A, Turco R, The environmental consequences of nuclear war (Экологические последствия ядерной войны), Physics Today. vol. 61, no. 2, 2008, pp. 7-42.

Назад

Россия, 119991, Москва,
Ленинский проспект, д. 32а,
Тел: +7 (495) 938 15 00,
внутренний 4107

info@pugwash.ru
pugwash@presidium.ras.ru