Гонка ядерных вооружений как болезнь: Пути воздействия на процесс ядерного разоружения в России - Сергей Колесников, академик и член Президиума РАМН, член Российского Пагуошского комитета (2009 г.) С.И.Колесников, заместитель председателя Комитета Государственной Думы России по охране здоровья, Сопрезидент Международного движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», член Совета движения «Парламентарии за ядерное нераспространение и разоружение», академик РАМН, профессор
ГОНКА ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ КАК БОЛЕЗНЬ
Я не только депутат, но одновременно – медик и ученый. Сообразно специфике моей профессии, давайте попытаемся рассмотреть гонку ядерных вооружений как болезнь всего человечества, которая в ближайшем будущем грозит приобрести эпидемические или даже пандемические масштабы. Всякое заболевание имеет свои симптомы (синдром), причины, его вызвавшие и характерное ему течение (патогенез). Если поставить правильный диагноз, можно остановить болезнь, или, по крайней мере, минимизировать ее негативные проявления. В противном случае заболевание становится хроническим. Симптомы описываемого заболевания очень хорошо известны. С конца «холодной войны» общемировые военные расходы (в том числе на ядерные технологии) возросли более чем на 50% (только за 2007 г. они составили 1400 млрд. долларов США); почти все международные договоры в ядерной сфере либо пересматриваются, либо уже расторгнуты; расширяется клуб ядерных держав и растет ядерных боеголовок (кроме двух стран - США и России); разрабатываются новые виды ядерных вооружений и строятся новые системы противоракетной обороны (ПРО); ведущими ядерными странами отвергаются принципы ненанесения ядерного удара первыми и предоставления гарантий по сокращениям, а их ядерные доктрины носят даже более агрессивный характер, чем во времена «холодной войны». Таким образом, сегодня мы столкнулись с осложнением мировой ядерной лихорадки, которая становится все более и более заразной. Каковы же ее причины (инфекционные факторы)? Во-первых, это попытка (в рамках глобализации) создать новый универсальный (однополярный) мировой порядок, который устраивал бы одну страну или небольшую группу стран. Остальные государства должны, согласно задумке, следовать этому сценарию, в противном случае они подвернутся в той или иной форме наказанию. Во-вторых, это использование военной силы (без участия ООН) в целях разрешения политических или экономических проблем одной отдельно взятой страны или узкого круга государств. В частности, речь идет о борьбе за энергоресурсы, укрепление «демократии» и «прав человека», против возможной (!) разработки или овладения оружием массового уничтожения (ОМУ) и т.п. В-третьих, выход НАТО - единственного оставшегося в мире военного блока - далеко за рамки собственного мандата и попытка превратить альянс в фактическую замену ООН (в Ираке, Югославии, Афганистане и др.). Ведущими мировыми державами во всех сферах политической и экономической жизни применяются «двойные стандарты», разделяющие страны на «праведные» («благоразумные», «просвещенные») и «неправедные» («опасные», «дефектные»). В зависимости от принятых оценок, одни государства наделяются, а другие – лишатся права обладать ядерными технологиями. Таким образом, главной движущей силой, заставляющей многие страны стремиться к овладению ядерным оружием, становится низкая степень их доверия и взаимопонимания с ядерными державами. Исходя из этого, они формируют различные механизмы укрепления своей безопасности, и в том числе получают ОМУ как гарантию того, что смогут защитить себя от вторжения, а также выступать равными партнерами на переговорах с узкой группой ядерных государств. Сложность заключаются в том, что население этих стран, как правило, поддерживает такого рода курс, а парламентарии, чтобы угодить своему электорату, следуют воле избирателей. Все мы - не только «граждане мира», но в то же время и патриоты своей страны. Поэтому парламентарии, поддерживающие ядерное разоружение, составляют меньшинство в законодательных органах своих стран. Не удивителен и тот факт, что в объединение «Парламентарии за ядерное нераспространение и разоружение» входит совсем немного депутатов из ведущих ядерных держав. Какие же средства способны вылечить это опасное заболевание, способное погубить человечество? Что могут сделать парламентарии, чтобы снизить или исключить вероятность ядерной войны? Первое - создать климат взаимного доверия между представителями парламентов различных стран, более активно привлекая к процессу депутатов, компетентных в ядерных вопросах. Второе – инициировать просветительскую кампанию, обращенную не только к гражданам ведущих ядерных государств, но и к тем, кто принимает решения на высшем уровне. Предлагаем, в частности, провести соответствующую дискуссию в рамках круглого стола в Государственной Думе РФ в 2009 году. Третье - поддерживать всеми средствами антиядерные неправительственные организации, а также принятие Конвенции по ядерному оружию , которая может принять форму международного договора, по аналогии с конвенциями по химическому и биологическому оружию. Четвертое - поддержать инициативу Гувера как совокупность предложений от различных общественных организаций.
ПРОЦЕСС ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ В РОССИИ
Процесс ядерного разоружения в России всегда был неразрывно связан с общемировыми процессами в сфере разоружения. В то же время, он всегда немного опережал последние. Следует упомянуть в этой связи односторонний мораторий на ядерные испытания 1985 года, вывоз ядерных вооружений из бывших советских республик, закрытие военных баз (с ядерными компонентами) в ряде стран (Куба, Вьетнам, Грузия и др.), вывод военных контингентов из бывших стран Варшавского блока и др. После «прорыва», произошедшего в конце 80-х годов, падения Берлинской стены и «железного занавеса» был согласован и принят целый ряд выдающихся соглашений по разоружению, включая СНВ-2 и ДВЗЯИ. В начале 90-х годов широкие круги мировой общественности поверили в то, что ядерное оружие является бесполезным рудиментом эры «холодной войны». Подтверждением тому стало то, что предложенная М.Горбачевым полная ликвидация ядерного оружия к 2000 году никому на тот момент не казалась ни сверхоптимистичной, ни недостижимой. К сожалению, такого рода ожидания не оправдались. Несмотря на всеобщую эйфорию начала 90-х годов, вхождение в третье тысячелетие не ознаменовалось ни полной ликвидацией ядерных вооружений, ни радикальным сокращением арсеналов крупнейших ядерных держав. Напротив, ситуация стала более сложной и тревожной в связи с выходом США из Договора по ПРО, что, в свою очередь, повлекло за сбой разрушение договора СНВ-2. Единственным договором по разоружению, который в этот период был достигнут, стал Московский договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который, однако, не гарантировал и не гарантирует эффективного сокращения стратегических потенциалов, поскольку он, в отличие от СНВ-2, не предполагает уничтожения средств доставки. Он также не предусматривает уничтожения ядерных боеголовок, которые можно безо всякого нарушения договора просто снять с ракеты и хранить на полке. Также, в отличие от договоров СНВ, он не предусматривает каких-либо механизмов проверки и контроля. Короче говоря, на деле Московский договор оказался всего лишь шагом назад по сравнению с договорами серии СНВ. Нельзя сказать, что в этом вина России. Все мы помним, насколько было трудно в свое время (в 2002 г.) убедить США подписать какое-либо юридически обязывающее соглашение. Таким образом, к указанным недостаткам в договоре привела не позиция России, а всецело - позиция США. Говоря о ситуации на сегодняшний день, мы совсем не можем утверждать, что мы живем в мире более безопасном, чем тот, что существовал 25 лет назад. Больше не существует доктрин о ненанесении ядерного удара первыми. обязательных для всех принципов. Крупнейшие ядерные державы в своих доктринах оставляют за собой право на использование ядерного оружия против неядерных стран, а также в случае нападения на них без использования ядерного оружия. Ведется активная разработка ядерного оружия нового поколения - так называемых «мини-бомб». Соединенные Штаты сохраняют за собой право использовать последние в своей борьбе против терроризма. Это значит, что использование ядерного оружия сегодня становится более реальным и вероятным, нежели четверть века назад, когда мир был биполярным.
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
Ожидания, что с концом «холодной войны» снизятся темпы гонки вооружений, так и не оправдались за последние 15 лет. Напротив, военные расходы возросли на 45% в отмеченный период, достигнув 1400 млрд. долларов США (в США – 700 млрд. и 25 млрд. на ЯО; в России – 45 млрд. и 2,5 млрд. на ЯО). Возросли объемы торговли оружием. Возникли также новые вызовы и угрозы, такие как угроза распространения ОМУ, получения ядерного оружия и ОМП какими-либо террористическими группировками – вещи неслыханные для времен «холодной войны». Сегодня, с ослаблением режима нераспространения, возможность воплощения такого сценария становится достаточно реальной. В значительной мере виной тому является позиция ведущих ядерных держав, которым не удалось выполнить свои обязательства по Договору о ядерном нераспространении, касающиеся гарантий по ликвидации ядерных арсеналов. Не были установлены также четкие временные рамки этого процесса, что окончательно убедило страны, не обладающие ядерным оружием, в том, что члены ядерного клуба будут и в дальнейшем защищать статус-кво, т.е. обладание ядерным оружием в течение неопределенного срока при отрицании прав других стран иметь собственные ядерные силы. В то же самое время странам, не обладающим ЯО, не предоставляется никаких всесторонних международных гарантий безопасности и суверенитета. Данная ситуация вызывает очень серьезную озабоченность, поскольку она подрывает режим нераспространения и толкает остальные страны к разработке собственного ОМУ. Вместо объединения усилий ведущих держав против угроз глобальной безопасности, мы наблюдаем усиливающиеся контрпродуктивные процессы, связанные с созданием новых разделительных линий в Европе и во всем мире. Эти разделительные линии формируются под влиянием, во-первых, расширения НАТО на восток, и, во-вторых, развертывания элементов американской системы ПРО в Восточной Европе.
А. Расширение НАТО НАТО – остаточный военный альянс, сохранившийся со времен холодной войны, значительно разросся с момента ее окончания. Несмотря на заявленные новые цели и задачи, не изменилась ни одна статья Североатлантического договора. То же самое относится и к ядерной политике НАТО. Между тем, НАТО не удалось предотвратить ни одного вооруженного конфликта ни в Европе, ни на других континентах. Альянс также не оказался в состоянии эффективно противодействовать террористическим угрозам. В то же время, принимая в свои ряды новых членов, НАТО распространяет ЯО и ядерную инфраструктуру на новые страны и территории. Тем самым повышаются риски, связанные с сохранностью ОМУ и доступом к нему различных террористических групп.
Б. Противоракетная оборона Уровень угрозы и стратегические интересы Является общепризнанным фактом, что сегодня не существует реальной угрозы, которая потребовала бы размещения системы противоракетной обороны в Европе; есть лишь потенциальная угроза со стороны Ирана, которая, собственно, и стимулирует страны НАТО на принятие соответствующих решений по ПРО. Вопрос в том, кто именно здесь является реальным противником. Если рассматривать предлагаемые сегодня программы в сфере ПРО, то не является ли упоминание Ирана лишь «отвлекающим маневром» для создания системы противоракетной обороны, направленной в реальности против России? Речь не идет о том, что Соединенные Штаты опасаются военной угрозы со стороны России или, к примеру, Китая. Вопрос состоит в том, кто одержит победу в борьбе за будущие рынки, торговые пути, ресурсы (сырье). Каспийский регион со своими ресурсами, нефтегазовыми магистралями – не это ли истинное яблоко раздора и корень всех споров? Имея систему противоракетной обороны, США смогут развить важнейшую составляющую своей заявленной стратегии мирового господства во всех сферах: на суше, в воде, в воздухе и космосе. Даже если негативная реакция России на размещение элементов американской ПРО в Европе может быть воспринята как сильно преувеличенная, существует все-таки реальная опасность от планов в сфере противоракетной обороны. Она заключается, прежде всего, в возможности нанесения первого удара. Американская система ПРО, хотя и именуется «глобальной», будет оставаться важным сегментом стратегических войск под командованием США, и иметь наступательное, а не только оборонительное назначение. В России считают, что 10 ракет-перехватчиков и направляющий их радар в Восточной Европе – это только начало гораздо более масштабного плана, который, в конечном счете, составит основу парадигмы всемирного господства США. А это может привести к тому, что в один прекрасный день искушение воспользоваться преимуществом первого удара, не опасаясь получить ответный, может стать слишком велико.
Новая гонка вооружений набирает обороты Страхи, связанные с новой гонкой вооружений, вполне оправданны. Эта гонка сегодня идет полным ходом, начавшись после выхода США из Договора по ПРО. Интересно оценить последствия этого шага, который США предприняли в целях развития своей системы противоракетной обороне. Данное решение было принято в то время, когда, несмотря на окончание «холодной войны», противостояние между США и Россией в ядерной сфере отнюдь не прекратилось: обе стороны продолжали иметь крупные ядерные арсеналы, часть которых были приведены в состояние полной боеготовности. При этом потенциалы ядерных сил двух стран были направлены именно друг против друга, а не против «государств-изгоев» (rogue states) и не на то, чтобы защититься от непредсказуемых угроз будущего.
Нарушение обязательств по 6 статье ДНЯО Статья 6 ДНЯО обязывает ядерные страны, с одной стороны, приостановить (прекратить) гонку вооружений, а с другой стороны – стремиться к полному ядерному разоружению и вести переговоры по выработке соглашения, регулирующего этот процесс (толкование того, что значит эта формулировка, дал в свое время Международный суд). Однако, пытаясь убедить Россию, что формируемая система ПРО против нее не направлена, Соединенные Штаты одновременно выступили с утверждением, что России придется держать в состоянии постоянной боевой готовности как минимум 1500 ядерных боеголовок для подавления их глобальной системы ПРО. Другими словами, если система ПРО все-таки будет развернута в Европе, стратегический баланс удастся сохранить только в том случае, если Россия нарушит свои обязательства по статье 6 ДНЯО. Остается лишь озвучить то, что и так очевидно: Договор о нераспространении больше не имеет силы.
Из этого можно сделать вывод о том, что система ПРО насильственно развертывается для противодействия несуществующей на сегодняшний день угрозе, при низкой степени надежности и несовершенстве проведенных разработок и испытаний в сфере противоракетной обороны, и в странах, где подавляющее большинство населения выступает против размещения на своей территории противоракет и РЛС.
Между тем, размещение ПРО привело к: 1. Стимулированию испытаний и разработок новых видов оружия 2. Росту необходимости производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия 3. Подрыву переговорного процесса по СНВ и угрозам в отношении других договоров по контролю над вооружениями (в первую очередь, ДНЯО) 4. Выходу гонки вооружений в космос (с размещением там сегментов системы ПРО) 5. Появлению у США возможности нанесения «первого удара» и росту вероятности ее использования 6. Появлению необходимости содержать большие ядерные арсеналы в состоянии боевой готовности для поддержания стратегического баланса 7. Появлению разделительных линий в Европе при том, что оказываются поставлены на карту как европейское единство (разделение на страны «старой» и «новой» Европы), так и единство НАТО.
ПРОПАГАНДА ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ В РОССИИ
Необходимо отметить, что в современных условиях в России довольно сложно лоббировать вопросы, связанные с ядерным разоружением. В программах ни одной политической партии или общественного движения нет пунктов, касающихся ядерного разоружения. Лишь небольшая группа экспертов, состоящая в том числе из членов ВМПЯВ, занимается данным вопросом. Главная трудность, связанная с деятельностью российского парламента в вопросах ядерного разоружения, состоит в том, что никто из депутатов не выступает за немедленное уничтожение ядерного оружия – это считается непатриотичным. Утверждается, что у России осталось очень немного атрибутов сверхдержавы, и что поэтому население не поймет, если будет отброшен еще один такой атрибут. Что хуже всего, довольно значительная часть российского общества разделяет такого рода консервативные взгляды. У населения сохранилась историческая память о разного рода военных вторжениях на территорию страны. Широко распространено и мнение о том, что Россией уже было сделано очень много односторонних шагов в области ядерного разоружения, но они не получили адекватной поддержки со стороны Соединенных Штатов. Скорее наоборот, такие направления политики США, как приближение блока НАТО к российским границам, размещение элементов американской ПРО в Восточной Европе или даже странах Балтии, войны в Ираке и Югославии, разработка Вашингтоном «мини-бомб», создание новых военных баз НАТО в странах Южной и Центральной Европы (например, в Болгарии и Косово), дают дополнительные козыри в руки тех, кто выступает за сохранение мощного «ядерного фактора» в российской политике. В вопросах ядерной политики США консервативно настроенные эксперты из Министерства обороны, МИД РФ, Администрации Президента и Государственной Думы РФ придерживаются далее более жестких позиций, чем это было десять лет назад. В этих условиях было бы нереалистично рассчитывать на какие-либо односторонние сокращения российского арсенала тактических или стратегических ядерных вооружений. Суть принципиальной позиции России по вопросам разоружения состоит в том, что все проблемы следует решать на многосторонней основе. В противном случае разоружение только одной стороны может оказать негативное влияние на стабильность в регионе и в мире в целом. Безусловно, как позитивный знак в России была воспринята так называемая «инициатива Гувера», изложенная в статье «Мир без ядерного оружия» известными американскими экспертами, бывшими сторонниками «ястребиного курса» Джорджем П. Шульцем, Уильямом Перри младшим, Генри А. Киссинджером и Сэмом Нанном. Авторы призывают к достижению прочного консенсуса всеми странами мира, который бы позволил отказаться от использования ядерного оружия в качестве гарантии безопасности, и тем самым способствовал бы предотвращению попадания ЯО в опасные руки. Хотя и признавая, что оружие массового уничтожения играет сдерживающую роль, они считают, что использование ядерного оружия в этих целях является чрезвычайно опасным и малоэффективным. Аналитиками были предложены следующие шаги, необходимые для того, чтобы заложить основу избавления мира от ядерной угрозы: • Отказаться от принципа развертывания ядерных вооружений и установок, который был характерен для времен «холодной войны». Основной задачей при этом является увеличить время оповещения населения и вместе с тем - снизить опасность случайного или несанкционированного использования ядерного оружия; • Продолжить значимые сокращения ядерных арсеналов и вооружений во всех ядерных государствах, ими обладающих; • Ликвидировать ракеты малой и средней дальности, предназначенные для последующего развертывания; • Организовать соответствующую кампанию в Сенате, направленную на укрепление взаимного доверия, мониторинг ситуации в ядерной сфере, принятие решения о ратификации ДВЗЯИ при учете и использовании последних научно-технических достижений. Кроме того, следует также добиваться ратификации договора другими ключевыми странами, помимо США; • Обеспечить максимально высокие стандарты безопасности во всех местах хранения ядерного оружия, оружейного плутония и высокообогащенного урана по всему миру; • Получить контроль над производством обогащенного урана, а также гарантии того, что уран для ядерных реакторов будет поставляться по приемлемым ценам либо Группой ядерных поставщиков, либо МАГАТЭ или другими уполномоченными организациями; • Приостановить производство во всем мире расщепляющихся материалов; постепенно свернуть использование высокообогащенного урана в любом производстве, связанном с частным сектором; изъять оружейный уран из исследовательских лабораторий по всему миру и обеспечить безопасность хранения этих материалов; • Удвоить наши усилия по урегулированию региональных конфликтов, которые приводят к росту потенциала и амбиций новых ядерных держав. По имеющимся сведениям, МИД РФ по существу одобрил данную инициативу, однако считает, что некоторые вышеперечисленные шаги нуждаются в дальнейшем уточнении и доработке. В пользу принятия Конвенции высказался в одном из своих выступлений Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, а также ряд видных лидеров мировой общественности. Новое окно возможностей открывается с приходом к власти нового Президента США Б.Х.Обамы, неоднократно заявлявшим о стремлении снизить уровень яденрного противостояния, а также в связи с последними заявлениями высокопоставленных официальных представителей Великобритании. Вероятно и разразившийся мировой финансовый кризис подтолкнет в нужную сторону данный процесс. Таким образом, в настоящее время имеется уникальный шанс на то, чтобы вывести процесс ядерного разоружения из долгого состояния стагнации, остановить дальнейшее развитие ядерных вооружений и не допустить выхода гонки ядерных вооружений в космос. Однако нужно многое сделать для того, чтобы имелась политическая воля и была получена поддержка со стороны общественного мнения для решения проблем ядерного разоружения. Следует напомнить в этой связи, что на протяжении всей своей истории движение ВМПЯВ и его участники были задействованы в консультировании лиц, принимающих решения, активно работали с представителями общественности ядерных стран с тем, чтобы способствовать изменению политики этих стран в ядерной сфере.
ДЕЙСТВИЯ НА ПАРЛАМЕНТСКОМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМ УРОВНЕ
В настоящее время в состав ВМПЯВ входят 6 депутатов Государственной думы РФ. Российское отделение ВМПЯВ активно поддерживало и лоббировало принятие решений о ратификации Государственной Думой России многих ключевых договоров в ядерной сфере (ДВЗЯИ, СНВ-2, Договор по ПРО, СНП). Была проведена серьезная работа и в сфере обычных вооружений, в том числе по ратификации Протокола № 2 по Конвенции об обычных вооружениях. Сегодня российское отделение ВМПЯВ продвигает идею о необходимости ратификации Протокола № 5 данной конвенции по взрывчатым веществам, сохранившимся после ведения боевых действий. Весной 2006 г. благодаря своей активной позиции представители российского отделения ВМПЯВ и ряда других общественных организаций были включены министром иностранных дел России в состав Общественного совета при МИД России. С этого момента и по настоящее время руководство ВМПЯВ России совместно с остальными членами Общественного совета - представителями наиболее известных НПО, занимающихся вопросами контроля над вооружениями и разоружения - принимало участие целом ряде круглых столов и обсуждений с участием официальных лиц из МИД РФ самого высоко уровня по таким вопросам разоружения и договорных принципов контроля. В том числе обсуждались различные аспекты ядерной политики России, проблемы нераспространения, развертывания национальной ПРО США в Европе и др. Помимо этого, российское отделение ВМПЯВ и другие НПО выступили в поддержку новых инициатив России по предотвращению гонки вооружений в космосе, подчеркнули необходимость немедленного возобновления переговоров по разоружению между Россией и США (по вопросам как стратегических, так и тактических ядерных вооружений), которое бы способствовало выведению процессов разоружения во всем мире из состояния стагнации. Российское отделение ВМПЯВ также проинформировало МИД РФ о начале Международной кампании по ликвидации ядерного оружия (ICAN), инициированной движением «Врачи мира протии ядерной войны» в целях окончательной ликвидации ядерного оружия во всем мире.
Диалог с ответственными за принятие решений Одной из наиболее эффективных программ ВМПЯВ в России является диалог с лицами, ответственными за принятие решений (ДЛПР). Семинары и консультации-диалоги, предложенные ВМПЯВ в 1997 г., проводятся ежегодно в столицах ядерных государств - Москве, Вашингтоне, Париже, Лондоне, Пекине, Дели и Исламабаде, а также в Брюсселе (с высокопоставленными представителями Еврокомиссии и Европарламента). Задачами данных консультаций являются развитие и укрепление конструктивного диалога между лицами, ответственными за принятие решений в ядерной сфере (парламентариями, ядерными физиками, правительственными чиновниками, военным командованием и др.), а также общественными организациями, последовательно призывающими к постепенному пошаговому сокращению ядерных арсеналов и их окончательной ликвидации. Если говорить о наиболее значимых встречах в рамках ДЛПР, то к ним можно отнести прошедшие в 2007-2008 годах серии консультаций в МИД России, парламенте и МИД Великобритании, штаб-квартире НАТО и Европейского Союза в Брюсселе. На этих встречах довольно откровенно обсуждался широкий круг вопросов по ядерному разоружению и контролю над вооружениями, включая такие острые темы, как иранская ядерная программа, размещение систем ПРО, Договор по обычным вооруженным силам в Европе, перспективы ядерного разоружения.
В марте 2008 г. в Дели прошел XVIII Всемирный конгресс движения «Врачи мира против ядерной войны». Делегацию ВМПЯВ принял президент Индии Пратибха Девисингх Патил, а вице-президент Шри Мохаммед Хамид Ансари принял участие в церемонии открытии конгресса. Нам было очень приятно видеть на конгрессе представителей высшего руководства Индии, и мы выражаем им признательность за оказанное гостеприимство и вклад, внесенный в организацию мероприятий.
ВМПЯВ разработала международную кампанию по ликвидации ЯО (ICAN) после XVII конгресса движения, проведенного в Хельсинки. Основополагающей идеей кампании является принятие Конвенции по ядерному оружию, которая рассматривается как средство, с помощью которого в соответствии с нормами международного права можно будет добиться ликвидации ЯО. Мы призываем ядерные государства, в частности США, чья ведущая роль в процессе ядерного разоружения очень важна, безотлагательно начать переговоры по Конвенции по ядерному оружию. Различными политическими силами, причем даже в государствах, обладающих ядерным оружием, ликвидация ЯО сегодня широко обсуждается как желательная, вполне реальная и абсолютно необходимая перспектива, если человечество стремится продолжать свое существование в XXI веке.
«Если мы не будем постоянно продвигаться в сторону ядерного разоружения, боюсь, альтернативой станет то, в мире окажется множество государств, обладающих ядерным оружием, а это верный путь к самоуничтожению». (Мохаммед Эль-Барадей, генеральный директор МАГАТЭ, 30 сентября 2003 г.)
«Пока у какого-то государства будет ядерное оружие, другие страны тоже пожелают им обладать.… Пока есть такое оружие, существует риск, что однажды, нарочно или случайно, оно будет использовано. И в любом случае, последствия будут катастрофическими». (Комиссия по оружию массового уничтожения, 1 июня 2006 г.)
В 2008 и 2009 гг. активисты ICAN планируют подготовить ряд акций, в рамках которых ядерная война будет рассматриваться, наряду с глобальным потеплением, как величайшая опасность, которую обязано предотвратить человечество. ВМПЯВ, в частности, будет продвигать идею Конвенции по ядерному оружию в Организации Объединенных Наций и странах-членах ООН, фокусируя внимание на специфических медицинских вопросах, включая «климатические эффекты» от возможной локальной ядерной войны («ядерный голод»), использование высокообогащенного урана в фармацевтическом производстве радиологических препаратов и влияние процессов расширения урановой добычи и производства на здоровье людей. В ноябре 2008 года состоялся визит представительной делегации (совета директоров) ВМПЯВ в Москву. Делегация была принята в Государственной Думе, Росатоме, Министерстве Иностранных дел, Аппарате Правительства РФ. По итогам встреч принято решение провести крупную совместную конференцию Европейских филиалов ВМПЯВ и России и стран СНГ в Хельсинки для обсуждения стратегии и тактики дальнейшей работы. ВМПЯВ впервые озвучила идеи о международной кампании по ликвидации ядерного оружия на заседании Подготовительного комитета по подготовке обзорной конференции ДНЯО в Вене, а на национальном уровне соответствующие обсуждения были проведены в рамках конференций и круглых столов в Австралии, Канаде, Дании, Франции, Индии, Норвегии, Швеции, Великобритании и ряде других стран. В этой кампании к числу международных партнеров движения «Врачи мира против ядерной войны», в дополнение к сети филиалов ВМПЯВ более чем из 60 стран мира, присоединились такие организации, как Кампания за ядерное разоружение (СND) (Великобритания), движение «Мэры за мир», объединение неправительственных организаций за разоружение «Ликвидация 2000», Международная женская лига за мир и свободу (WILPF), «Нобелевская женская инициатива», «Движение за мир» (Франция) и Международная федерация Ассоциаций ООН (WFUNA). Задачи ВМПЯВ по ликвидации ЯО были также подкреплены поддержкой Инициативы ближневосточных стран (MPI) и деятельности юристов – специалистов в области международного права, которые стремятся добиться формулирования официальной точки зрения Международного суда по вопросу ядерной проблематике.
НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ВМПЯВ
«Врачи мира за предотвращение ядерной войны» – это единственная международная медицинская организация, деятельность которой направлена на предотвращение атомной войны и ликвидацию ядерных арсеналов. Мы считаем, что катастрофические для здоровья человека и окружающей среды последствия ядерной войны могут стать конечным итогом тех вооруженных конфликтов и насилия, которые происходят сегодня в мире, и которые также весьма серьезно подрывают здоровье и безопасность людей. Целью ВМПЯВ является прекращение войн и углубление нашего понимания причин и следствий вооруженных конфликтов, в том числе с точки зрения проблем здоровья общества. ВМПЯВ – это внепартийная федерация медицинских организаций из 62 стран мира, которая представляет и выражает мнение десятков тысяч врачей, студентов-медиков, других работников здравоохранения, а также граждан, разделяющих общую идею создания более безопасного мира, свободного от угрозы ядерного уничтожения. Организация «Врачи мира против ядерной войны» была образована в 1980 г. как ответ общественности угрозам «холодной войны». Возглавляемая основателями организации - профессорами Бернардом Лоуном (США) и Евгением Чазовым (СССР) - ВМПЯВ вела обучение и научно-просветительскую деятельность в среде медиков-профессионалов, работников системы здравоохранения, политиков и общественности различных стран и общественность, рассказывая о возможных катастрофических последствиях ядерной войны для здоровья и окружающей среды. За те усилия, которые помогли объединить медиков, разделенных холодной войной, ВМПЯВ в 1984 г. получила Премию ЮНЕСКО за пропаганду мира, а в 1985 г. - Нобелевскую премию Мира. В 1980-90-е годы движением «Врачи мира против ядерной войны» были собраны исчерпывающие документальные доказательства относительно негативного влияния производства, испытания и использования ядерного оружия на здоровье человека и окружающую среду. В серии книг и исследований, многочисленных научных статей в медицинских журналах и газетах ВМПЯВ рассказывала широкому читателю о том, какой ужасной ценой государствам достается атомное оружие.
Приоритетными программами и кампаниями в рамках ВМПЯВ являются: • Международная кампания по ликвидации ЯО, нацеленная на принятие Конвенции по разоружению • Кампания по сокращению и предотвращению ранений и смертей от применения огнестрельного оружия в вооруженных конфликтах • Объединение студентов-медиков в рамках кампании «Путь к миру через здоровье»
Основными направлениями деятельности Российского отделения ВМПЯВ являются: • Сбор и систематизация данных, формирование планов и стратегии работы • Построение организационной базы/инфраструктуры и развитие связей с филиалами ВМПЯВ, активистами и региональными неправительственными организациями • Формирование экспертной группы по ядерным вопросам, обеспечение высокого качества публикаций по данной проблематике • Формирование общественного мнения, включая работу со СМИ • Формирование политической воли, направленной на ликвидацию ЯО, на правительственном и парламентском уровнях. |